Президент современной России Владимир Путин в одном из своих выступлений в день памяти жертв политических репрессий сказал:
«Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества. Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на проверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны – это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось».
Может не все меня поймут, но историческая память о тех трагических событиях, это не только попытка понять и простить, но и руководство к действию, продиктованное необходимостью четкой юридической оценки, происходившего в 20-х – 30-х годах в советской России. И сделано это должно быть на суде.
При этом хочу особо подчеркнуть, что речь идет уже не о конкретных людях, вдохновителях и исполнителях красного террора. Они уже давно прошли через Божий суд. Речь идет о суде как общественном акте признания преступности самого «Красного проекта», необходимости поставить его в один ряд с самыми страшными системными преступлениями против человечества.
Во время одной из союзнических конференций второй мировой войны Сталин сказал Черчиллю, обратившемуся к нему с соболезнованиями по поводу огромных людских потерь СССР: “При коллективизации мы потеряли не меньше”.
“Я так и думал, ведь вы имели дело с миллионами маленьких людей”, – заметил Черчилль.
“С десятью миллионами, – ответил Сталин. – Все это было очень скверно и трудно, но необходимо”.
Как сегодня принято говорить: «Комментарии излишни».
Сегодня для всех здравомыслящих (точнее честно мыслящих) людей совершенно очевидно, что Октябрьский переворот положил начало невиданной до селе истории террора и геноцида, а расстрел семьи Николая II был и будет всегда одним из самых страшных и противоестественных преступлений в истории человечества, наказание за которое понесла целая страна, ввергнутая в пучину бредовых идей, лагерного быта, воинствующего атеизма и проч. Подробности: https://m.business-gazeta.ru/article/364005?utc_source=from_cp.
Первым результатом Октябрьского переворота стал голод 1921-1922 годов, который согласно данным официальной статистики, охватил 35 губерний: Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) с общим населением в 90 миллионов человек. Пик голода пришёлся на осень 1921 – весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Число жертв голода составило около 5 миллионов человек. Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2184555.html
В моих родных местах Приволжском военном округе население питалось травой и листьями с примесью муки, в Татарии — одной только травой. Особое место занимали минеральные кушанья из торфа, ила и разнообразного мусора (Современные записки. 1921. Т. 7. С. 286−325). В такой ситуации голодавшие порой воспринимали смерть как избавление от мучений.
По всему Поволжью, в Курской и Воронежской губерниях участились случаи голодной смерти, особенно среди детей.
Согласно архивным данным, основанных на материалах Деткомиссии ВЦИК, весной 1922 года: «Смертность детского населения достигла ужасающих размеров. Достаточно сказать, что детское население до трех лет почти все вымерло, при всем этом большевики по-прежнему строго выполняли свою программу продразверстки (изъятия «излишков» сельскохозяйственной продукции у всех, даже у голодающих крестьян). Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2184555.html.
Трудно себе представить, что все это происходило в стране, где уже в 1910 году экспорт составил 36,4% общего мирового экспорта, а доля производственных средств – земли и животных – на 1916 год уже принадлежала крестьянам – они осуществляли 89,3 % посевов и владели 94 % сельскохозяйственных животных. В стране, которая к 1913 году была крупнейшим в мире экспортёром зерновых культур, льна, куриных яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр.
Торжество ленинских идей в опаленный революционном огнем России требовало все новых и новых жертв. Голода большевикам показалось мало. Новый этап уничтожения одного из самых эффективных сельскохозяйственных секторов мира стало физическое уничтожение потенциальных кормильцев – уникальных российских фермеров. Как тут не вспомнить выступление товарища Сталина с “исторической” речью на конференции аграрников-марксистов, в которой он впервые публично выдвинул лозунг “ликвидации кулачества как класса”: “Раскулачивать не только можно, но и необходимо. Снявши голову, по волосам не плачут”.
.
Вот так это было.
Согласно секретной справке, подготовленной в 1934 году оперативно-учетным отделом ОГПУ, и находящейся сегодня в открытом доступе, около 90 тысяч кулаков погибли в пути следования, еще 300 тысяч умерли от недоедания и болезней в местах ссылки, около половины из них – в 1933 году, когда в СССР разразился массовый голод. Кроме того, за активное сопротивление коллективизации только в 1930 году было казнено 20 тыс. 200 человек.
Хочу особо отметить, позицию мусульманского духовенства в отстаивании крестьянских интересов. Практически все осужденные в 1929 – 1932 гг. религиозные деятели обвинялись в противодействии колхозной и другим хозяйственным кампаниям большевиков. Сталин поставил главной целью революционных преобразований не только кардинальную ломку традиционного сельского уклада посредством коллективизации, но, и в первую очередь, ликвидацию кулачества как класса.
Раскулаченная семья возле своего дома, 1930 г.
Для татар ТАССР, также, как и раскулаченных других национальных регионов, этот момент был особенно драматичен, ведь ссылка за пределы республики означала еще и оторванность от родной культуры, родного языка.
По данным архивных источников: «Уже к 1 апреля 1930 г., т.е. за 2 месяца, в республике было раскулачено около 14 тысяч хозяйств. Имущество раскулаченных хозяйств подвергалось конфискации. В республику из Центра поступали директивы Так, например, в Арский район пришла разнарядка на переселение 400 семей, из них татар – 235, русских –150, других национальностей – 15». Подробнее: https://kpfu.ru/portal/docs/F391370274/UP.Istoriya.pdf
И пусть эти цифры не отражают масштабы трагедии, унесшей 10 000 000 кормильцев России (да и Европы тоже), но за каждой из этих цифр жизнь семей, их радости и горести, любовь надежда. Это прошлое всегда меня ужасало, своим редким цинизмом и политическим идиотизмом. Но как же становится горько, когда в настоящем раздаются вопли в поддержку тех, кто методично уничтожал мою Родину, мой народ, и российское общество смотрит на это снисходительно.
Последний случай с травлей Чулпан Хаматовой за роль в фильме «Зулейха открывает глаза», хороший тому пример. Не буду говорить о достоинствах и недостатках фильма. Дело ведь не в нем, а в том, что он как лакмусовая бумажка показал кто сегодня вновь поднимает голову в России, кто, увидев в героине Хаматовай черты исторической правды, спешит «плюнуть ей в лицо». Они здесь, среди нас верные наследники вождей.
Однако вопреки всему, хочется верить, что Россия возродится, сбросив с себя ворох истлевших политических иллюзий и вернется к той самой реальности, которая ей была дана в начале ХХ века.
Принимая в партию замечательную русскую актрису Александру Яблочкину спросили: «Александра Александровна, вот как вы себе представляете коммунизм?» Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота… В общем — как при царе…»
В наши дни глобальной перезагрузки, российское общество должно поставить точку во всем, что принес «Красный проект» в историю России, сделать это предельно честно и открыто, и не только ради прошлого, но, прежде всего, ради будущего.
Исмагил Шангареев/ Стокгольм