Татарские встречи на берегу Персидского Залива: интеграторы социальной реальности

25 октября, 13:29

 

Татарские встречи на берегу Персидского залива – одна из самых ярких страниц  моей жизни в Объединенных Арабских Эмиратах. Люди, которых я встречал здесь, были разных национальностей, и каждый из них оставил в моей жизни  свой след, подарив драгоценные минуты дружеского общения. Но в силу каких-то ментальных особенностей, татарские встречи (как я их обозначил в заглавии этой статьи), стали для меня знаковыми, словно очертив ареал некого культурного единства.

Нурали Латыпов – человек, в котором я вижу, прежде всего, старого доброго друга, с которым меня связывают годы совместного творчества, результатом которого явилась знаковая в моей жизни книга «Ислам и мир: Восток глазами классиков» (2017).

Нурали Латыпов… Люди моего поколения с особым чувством ностальгии по далеким 80-м годам произносят это имя, которое ассоциируется у большинства моих ровесников с временем, когда интеллектуальное преимущество, ценилось больше физического, когда огромная страна, буквально затаив дыхание смотрела, как сражались знатоки, демонстрируя чудеса логики и эрудиции.

Исмагил Шангареев: «Нурали Латыпов – мастер интеллектуальных импровизаций»

Нурали был в то время лучшим из лучших, демонстрируя восточный стиль философского мышления, неторопливый в начале минуты на размышление и молниеносный в ее конце. В такие моменты, когда десятки миллионов людей смотрели на него, образ легендарных восточных мудрецов, проступал сквозь черты Нурали, поражая каким-то особым светом не эрудиции, но мудрости.

В своей статье «Топ-50 героев татар: Социокультурные механизмы развития Татарского мира», Тимур Исхаков писал: «Нурали Латыпов – философ, нейрокибернетик, нейробиолог, писатель (лауреат литературной премии «Золотой теленок»), политолог, блестящий аналитик, эрудит (обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» «Хрустальной Совы», яркий самобытный художник (12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур).  И речь не о том, что в 80-х он был самым ярким «знатоком», редкой эрудицией которым восхищались десятки миллионов телезрителей, а о том, что сегодня он важен для Татарского мира как живая легенда, как образ современной татарской культуры в ее лучших проявлениях».

Не могу не согласиться со своим коллегой по Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) Тимуром Исхаковым в том, что Латыпов сегодня исключительно важен для Татарского мира, что нам сегодня может более чем вчера – в далекие 80-е, нужны интеллектуальные лидеры нации.

В те далекие годы не было понятия интегратор. Оно появилось недавно – в эру цифровых технологий. Но то, кем действительно был Латыпов по своей сути, можно сказать сегодня одним словом – «интегратор». И вполне закономерно, что, завершив свою деятельность в качестве ключевого игрока программы «ЧтоГдеКогда?», Латыпов занялся проблемами моделирования социальной реальности, создал уникальную в своем роде «Лабораторию нелинейных решений».

Многое из того, что написано Нурали Латыповым, в последние годы создавалось на моих глазах, так как свое творческое вдохновение он черпал только на берегах Персидского залива.

См. видео: Нурали Латыпов размышляет о смыслах духовного развития, вложенных в книгу «Ислам и мир: Восток глазами классиков».

https://www.youtube.com/watch?v=0Owo70Nm0NA

В этой связи, хотелось бы сделать краткий обзор любимых мест Нурали Латыпова в ОАЭ, многие из которых связаны с нашим общим творческим проектом – серии статей по истории татарского мира, исламской культуры, истории российской цивилизации и книгой «Ислам и мир: Восток глазами классиков». Думаю, говоря о «латыповских местах в ОАЭ», надо сказать, прежде всего, об Эмирате Шарджа, где Нурали любил в первую очередь останавливаться, посещая ОАЭ.

Здесь были для него два знаковых места, где он особенно любил проводить время. У меня в гостях, прямо на берегу моря, где мы могли и побеседовать обо всем на свете, и поспорить, и сделать совместный заплыв. Впрочем, здесь с ним было трудно соревноваться, плавал он километрами, показывая иногда чудеса выносливости.

Исмагил Шангареев и Нурали Латыпов (эмират Шарджа, ОАЭ).

Нурали хороший повар, хотя на пляже у нас было много помощников. После заплыва всегда хочется, чего-нибудь мясного. Хорошая трапеза на берегу Персидского залива, предрасполагает к неторопливой беседе. В такие минуты рождаются новые идеи, возникают проекты, которые в условиях кабинета просто не придут в голову.

 

Берег Персидского залива, шум волн, отсутствие зажатости и скованности пространств и, главное особое ощущение времени (песок, волны), создают особую творческую атмосферу.

Дубай в отличии от эмиратов Шарджи, Аджмана и Рас-эль-Хайма для Нурали Латыпова был в меньшей степени пространством творчества. Дубай для него скорее политическая площадка, где идеи Латыпова вызывают интерес в разных политических кругах. Его знаменитая Лаборатория нелинейных решений, сегодня особенно востребована, как руководство к действию в области государственного управления.

Полагаю, что наши встречи с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в Дубае были плодотворными для Нурали, которому есть, что предложить современному Татарстану в плане оптимальных политических решений, социальных проектов, интеллектуальных инноваций.

 

Исмагил Шангареев