Мир заинтересован редкоземельными минералами Центральной Азии
США должны изучить дополнительные варианты для своего минерального портфеля. Одним из таких регионов может стать Центральная Азия. Согласно отчетам, опубликованным Центром Каспийской политики и Международным Налоговым и Инвестиционным Центром, ЦА содержит значительную часть редкоземельных минералов. Поскольку США надеются улучшить свой доступ к таким ресурсам, установление более тесных связей с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном имеет решающее значение.
Редкоземельные минералы – термин исторически связан с тем, что эти элементы считались редкими и трудноизвлекаемыми. Это природные минералы (руды), которые содержат редкоземельные металлы в виде соединений. Редкоземельные металлы – группа из 17 химических элементов, включающая лантаноиды, а также скандий и иттрий. Они обладают схожими физико-химическими свойствами, такими как высокая электропроводность и магнитные характеристики. Основные месторождения находятся в Китае (около 80% мировой добычи), Австралии, США, России, Индии. Редкоземельные металлы применяются в производстве магнитов, дисплеев, аккумуляторов. Также применяются в энергетике – ветряные турбины, электромобили. Применяются в оборонной промышленности – лазеры, радары, системы наведения. Еще в нефтепереработке, химической промышленности и в медицине – контрастные вещества для МРТ.
Китай имеет большое преимущество. Как утверждает National Interest, Китай является географическим соседом для стран ЦА. Доступ к этим ресурсам более прост с точки зрения логистики. Китай уже имеет значительные торговые отношения с государствами Центральной Азии. Россия также имеет прочные экономические и торговые отношения с Центральной Азией. Несмотря на эти моменты, политическая динамика меняется. За последние несколько лет страны ЦА стремились снизить свою экономическую и энергетическую зависимость от соседей. Высокопоставленные должностные лица из государств ЦА отдали приоритет встречам со своими коллегами из США, Великобритании и Европейского Союза. Снижение зависимости позволит странам ЦА укрепить свою национальную, финансовую и энергетическую безопасность.
По мнению американского СМИ, основа для растущих отношений есть. Президент Джо Байден в сентябре 2023 года встретился с лидерами государств Центральной Азии. В ходе своих обсуждений группа подчеркнула важность критических минералов. В декларации говорилось, что они могут быть использованы для помощи ЦА в укреплении ее энергетической безопасности. Обсуждения заставили лидеров стран ЦА переосмыслить важность редкоземельных минералов. В июне 2024 года стороны подчеркнули необходимость “улучшения торговли и интеграции” с США. Как и Украина, Центральная Азия имеет возможность принять более крупные инвестиции из США. Кроме того, как и в случае с Украиной, прибыль от этих редкоземельных минералов также должна использоваться для инвестирования в регион.
В феврале 2025 года на тот момент глава минпромышленности Канат Шарлапаев говорил, что Казахстан предложит США, Европе и Китаю месторождения редкоземельных металлов. Компании из этих стран могут приобрести права на казахстанские месторождения редкоземельных и редких металлов на проводимых в республике аукционах. США и Украина 1 мая 2025 года подписали соглашение по ресурсам после напряженных переговоров. Это стало гарантией для Киева, опасавшегося, что президент Трамп ослабит поддержку Украины. Соглашение предоставит США привилегированный доступ к новым инвестиционным проектам по разработке природных ресурсов Украины, включая алюминий, графит, нефть и природный газ.
Сегодянщний день не только администрация Трампа интересуется ценными и полезными ископаемыми. Европейский Союз также проявляет большой интерес к ресурсам Центральной Азии В своих отношениях с правительствами стран Центральной Азии официальные лица США и ЕС, похоже, сосредоточены на расширении доступа к региональным запасам критически важных минералов. За последние дни высокопоставленные представители администрации Трампа активно взаимодействовали с Казахстаном. Министр энергетики Крис Райт поднял тему редкоземельных металлов во время встречи 13 марта со своим казахстанским коллегой Алмасадамом Саткалиевым на полях энергетической конференции в Хьюстоне. Днем ранее госсекретарь Марко Рубио выступил с заявлением после переговоров с заместителем премьер-министра – министром иностранных дел Казахстана Муратом Нуртлеу, отметив, что США «с нетерпением ожидают сотрудничества с Казахстаном для углубления экономических связей в секторах энергетики, телекоммуникаций и критически важных минералов. Растущий американский интерес к критически важным минералам разделяет и Европейский Союз. Европейский комиссар по международному партнерству Йозеф Сикелак, начавший 12 марта шестидневное турне по пяти государствам Центральной Азии, также изучает потенциальные инвестиции в горнодобывающий сектор. В заявлении ЕС отмечается, что критически важные минералы являются одной из четырех основных тем для обсуждения с лидерами Центральной Азии во время визита Сикелака, при этом ЕС стремится продвигать лучшие практики, новые рабочие места и экономическую устойчивость. Среди других целей турне – улучшение инфраструктуры в транспортной сфере, цифровой связи, водном секторе, энергетике и климатическом секторе, что позволит расширить торговлю между Центральной Азией и ЕС. Во время остановки в Узбекистане Сикелак посетил Алмалыкский горно-металлургический комбинат. Узбекистан в начале марта объявил, что намерен потратить $2,6 млрд на развитие своего минерально-сырьевого и горнодобывающего сектора, создавая отличную возможность для американских и европейских инвестиций.
Во время недавнего визита во Францию узбекский лидер Шавкат Мирзиеев подписал соглашение о минералах на $5 млн. В рамках соглашения геологическая служба Франции предоставит свой опыт и знания для развития национальной геологической службы в Узбекистане. Другой проект включает геологические и технические исследования критически важных минералов.
Нехватка редкоземельных металлов, необходимых для работы многих устройств, считающихся незаменимыми в 21 веке, побуждает США и ЕС рассматривать Центральную Азию как источник поставок. «Сочетание факторов делает Центральную Азию – особенно богатый ресурсами Казахстан, а также Узбекистан и Таджикистан – наиболее жизнеспособной альтернативой традиционным поставщикам особенно Китаю», – говорится в анализе, опубликованном в конце 2024 года австралийским Институтом Лоуи. Однако США и ЕС должны наверстать упущенное, чтобы получить значительную долю в горнодобывающем и минеральном секторе Центральной Азии. Китай давно утвердился как доминирующий игрок в регионе.
«Растущий внутренний спрос Китая на критически важные минералы – в первую очередь связанный с производством микрочипов и зеленой энергетики – делает его стратегический интерес к этому сектору экономики стран Центральной Азии, особенно сильным», – говорится в анализе Института Лоуи. “По сути, Пекин уже взял на себя лидерство, особенно в Кыргызстане и Таджикистане, где он контролирует почти все концессии на добычу редкоземельных металлов”. Хотя возможностей в текущих горнодобывающих операциях может быть немного, у США и ЕС есть шанс получить значительную долю в будущих проектах.
Лидеры стран Центральной Азии понимают, что без иностранного (финансового) капитала, ноу-хау и технологий капитализация местного ресурсного потенциала нереалистична. Они также осознали, что совместные действия лучше позволят им преуспеть в производстве критически важных минералов, тем самым обеспечив свое место в глобальной цепочке поставок. Недавно Казахстан принимал делегацию из США во главе со старшим вице-президентом Торговой палаты Хушем Чокси. Цель визита – заложить фундамент развития устойчивых партнерских отношений, охватывающих ключевые и перспективные отрасли. В центре внимания – редкоземельные металлы. Это важное направление, в котором американская сторона видит большой потенциал. Как подчеркнул Чокси, роль Казахстана как стратегически важного партнера для Америки растет: «Стратегическое расположение Казахстана играет для США все большую роль. Эта историческая миссия заложит основу будущих экономических связей между Казахстаном и США, особенно в таких ключевых сферах, как критические минералы, финансовые услуги, пищевая промышленность, технологии и искусственный интеллект, логистика и туризм. Наша цель – обеспечить компаниям широкий доступ к прямому диалогу, способствовать установлению устойчивых связей между бизнесом Казахстана и США и, что немаловажно, помочь предотвратить последствия, связанные с экономическими санкциями США». Отвечая на уточняющий вопрос о критически важных минералах, Хуш Чокси подчеркнул значимость этого сектора как для правительства, так и для бизнеса США. «Из 50 критически важных минералов, утвержденных Министерством внутренних дел США в 2022 году, в Казахстане обнаружено 19, причем существует около 5 тыс. неразведанных месторождений», – сообщил он. При этом Чокси уточнил, что решения об инвестировании в переработку сырья, будь то в Казахстане или других странах, будут приниматься компаниями исходя из экономической целесообразности. «Это будет зависеть от того, насколько легко будут выдаваться разрешения и лицензии, будет ли ведение бизнеса простым, а законодательство и налогообложение – предсказуемыми», – пояснил он. Тем не менее представитель Торговой палаты США выразил оптимизм: «Мы считаем, что наличие 19 из 50 критически важных минералов в Казахстане открывает огромные возможности». Между тем Министерство промышленности и строительства Казахстана сообщило о 38 новых месторождениях. Разработки ждут около 19 т. золота и более 20 млн т руды, богатой неодимом, церием, лантаном и иттрием (среднее содержание редкоземельных металлов составляет около 700 г на тонну). Это стало результатом масштабных инвестиций в геологоразведку и картографирование – более 1 млрд долл. с 2018 года. Казахстан выдвигается в мировые лидеры по запасам редкоземов благодаря выявлению крупных запасов, особенно на участке «Жана Казахстан», и может войти в тройку мировых лидеров, уступая только Китаю и Бразилии. Впрочем, национальная компания «Тау-Кен Самрук» совместно с американской Cove Kaz Capital Group (дочкой Cove Capital LLC) ведут разведку редкоземельных металлов (РМЗ) на участке «Акбулак» в Костанайской области. По условиям партнерства, Cove Kaz владеет 75% в проекте, «Тау-Кен Самрук» через «Казгеология» – 25%. Проект на участке «Акбулак» стал первым примером участия США в казахстанских РЗМ.
Несмотря на активные шаги по созданию благоприятной инвестиционной среды для американских компаний, США ввели таможенные пошлины на все товары из Казахстана, импортируемые в Соединенные Штаты, писал Независимая Газета. Президент США Дональд Трамп в своем обращении к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву объяснил это решение стремлением устранить торговый дисбаланс между двумя странами. При этом, как отметил Трамп, «никаких тарифов не будет, если Казахстан или казахстанские компании решат производить товары на территории США». В случае же если Казахстан примет решение повысить свои пошлины, они будут добавлены к действующим 25%, предупредил президент США. Трамп выразил уверенность в необходимости этих тарифов для “исправления многолетних искажений, вызванных тарифами… со стороны Казахстана, и призвал своего казахстанского коллегу с пониманием отнестись к этой мере.
Абдували Сайбназаров,
Узбекистан